Образовательная программа МБОУ «Шаймурзинская ООШ» разрабатывается и утверждается учреждением самостоятельно и определяет содержание образования, которое призвано содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
По уровням общего образования учреждением реализуются основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ООП ДО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования и направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогическую поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основная образовательная программа дошкольного образования содержит следующие разделы:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка:
-цели и задачи реализации Программы
-принципы и подходы к формированию Программы
-значимые характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста: общие сведения о коллективе детей, работников, родителей; характеристики особенностей детей
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
2. Содержательный раздел
2.1. Программы образовательной деятельности в образовательных областях
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы по образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие игровой деятельности
2.3. Коррекционная работа
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Методическое обеспечение образовательного процесса
3.3. Организация жизнедеятельности детей:
- организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
- особенности реализации режимных моментов
- физкультурно-оздоровительная работа
- проектирование воспитательно-образовательного процесса
- культурно-досуговая деятельность
- комплексно-тематическое планирование
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
4. Краткая презентация (дополнительный раздел)
Нормативный срок освоения ООП ДО – 6 лет.
Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт) начального общего образования. ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования;
3) учебный план начального общего образования;
4) программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования;
5) программы отдельных учебных предметов, курсов (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, иностранный язык, чувашский язык, литературное чтение на чувашском языке, физкультура, технология, музыка, изобразительное искусство, основы религиозных культур и светской этики);
6) программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования;
7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
8) программа коррекционной работы[1];
9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
ООП НОО разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы учащихся и обеспечивает достижение ими результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Нормативный срок освоения ООП НОО – 4 года.
Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 10—15 лет.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование учащихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности дошкольного образования, начального общего, основного общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации учащихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков,
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов, социального педагога;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Основная образовательная программа основного общего образования имеет следующую структуру:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования
1.2.1. Общие положения
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
1.2.3. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ:
1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий
1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности учащихся
1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
1.2.3.5. Планируемые результаты освоения учебных программ по предметам.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
1.3.1. Общие положения
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов
1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов
1.3.4. Особенности оценки предметных результатов
1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений
1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему общему образованию
1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения
2. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов (Русский язык, Литература, Иностранный язык, История России, Всеобщая история, Обществознание, География, Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика, Физика, Биология, Химия, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности, Чувашский язык и литература, Культура родного края)
2.3. Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план основного общего образования
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
В текущем учебном году по образовательной программе, составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, обучаются учащиеся 5 и 6 класса. Образовательная программа основного общего образования для учащихся 7 – 9 классов построена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, который направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Программа определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников, а также перечень учебно-методического обеспечения данной программы.
Образовательная программа в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание (включая экономику и право), География, Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура. Кроме федерального компонента, в программу включен и региональный компонент, представленный предметами: Чувашский язык и литература (5-9 класс), Искусство (9 класс).
Нормативный срок освоения ООП ООО – 5 лет.
Основная образовательная программа дошкольного образования
[1] Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья